Ландшафт набережных и озеленение заповедных объектов в ландшафтной архитектуре

Ландшафт набережных и озеленение заповедных объектов в ландшафтной архитектуре

В этой статье речь будет идти о Ландшафте набережных и озеленении заповедных объектов в ландшафтной архитектуре.

Ландшафт набережных

Вдоль береговой линии рек и водоемов обычно устраиваются улицы-набережные в виде бульваров. Их поперечный профиль решается в зависимости от водного режима реки или моря, характера рельефа прибрежных территорий, наличия существующих насаждений.

На набережных должны быть созданы необходимые удобства и условия для отдыха; отсюда должна хорошо обозреваться акватория, противоположный берег, острова. Поэтому партерный характер озеленения набережных следует сочетать в определенных местах с рядовыми и групповыми насаждениями деревьев и кустарников, дающих необходимое затенение, формирующих кулисы переднего плана и обогащающих объемно-пространственную организацию набережной.

Озеленение заповедных объектов истории и культуры

В наши дни существует следующая дифференциация населенных мест по их архитектурной значимости:

• города-заповедники;

• исторические города;

• обычные города.

Архитектурные заповедники — это города, где число памятников архитектуры, истории и культуры исчисляется сотнями, причем они сконцентрированы на компактной территории. Новое строительство на красной линии улиц и площадей в городах-заповедниках категорически запрещено. Возведение новых объектов разрешается только в глубине кварталов и притом ограниченной высоты, дабы «не затмить» охраняемые объекты архитектуры, которые могут иметь федеральное, региональное и местное значение.

Если же какой-то архитектурный объект приходит в полную негодность и его восстановление невозможно либо нецелесообразно, то он разбирается, а образовавшуюся пустоту превращают либо в курдонер, либо «ставят пломбу», т.е. возводят новое здание, сомасштабное по размеру с окружающими зданиями и с соблюдением стилевого архитектурного единства.

Примером архитектурных заповедников на Юге России являются старейший город страны Дербент (его возраст превышает 5000 лет), несостоявшаяся столица России Таганрог (это первый город в стране, возведенный по заранее разработанному генеральному плану) и столица донского казачества Старочеркасск. Любое новое строительство в них допускается только по согласованию с находящимся в Таганроге Северо-Кавказским филиалом Всероссийского проектно-исследовательского института «Спецпроектреставрация» и с местными отделениями Общества по охране памятников истории и культуры (для обслуживания других регионов существует головной институт в Москве и филиалы в Санкт-Петербурге, Томске).

Исторические города — это поселения, где число памятников архитектуры, истории и культуры исчисляется десятками, но они разбросаны на большой территории и не образуют стилевого единства в отдельных кварталах, не имеют так называемой «фоновой застройки».

В исторических городах допускается новое строительство не только в глубине кварталов, но и на их красной линии, однако новые объекты должны быть сомасштабны с исторической застройкой. Примером исторических городов в Южном федеральном округе могут быть Азов, Ростов и Новочеркасск.

В обычных городах новое строительство осуществляется в соответствии с утвержденным выше генеральным планом развития города, и проекты согласовываются в установленном порядке.

Следует иметь в виду, что зеленые насаждения в заповедных и исторических городах играют важную роль. Когда речь идет о гигантских памятниках зодчества (например, Капитолий в Вашингтоне, Дом государственной промышленности в Харькове, главный корпус МГУ на Воробьевых горах в Москве, церковь Сердца Христова в Париже и др.), антураж из зеленых насаждений при его ограниченной высоте вряд ли сможет исказить общее впечатление о художественных достоинствах памятника. Если же речь идет о небольших, камерных пространствах городской среды или небольших зданиях (дом Чайковских, библиотека им. А.П. Чехова в Таганроге и др.), к зеленым насаждениям предъявляются весьма жесткие требования как по цвету, фактуре, типу древесных и кустарниковых пород, так и по их композиционному решению.

Случается и промежуточный вариант: объекты архитектуры сравнительно невысоки, но имеют большую протяженность в плане, а величие их можно оценить при обозрении фасада в целом, так как цельность здания подчеркивается огромной колоннадой. Таковы торговые ряды в Суздале, Ярославле и Костроме, Гостиные дворы в Таганроге и Санкт-Петербурге.

Таким образом, воссоздание или реконструкция антуража из зеленых насаждений для памятников истории и культуры — весьма сложная и ответственная задача, требующая сугубо индивидуального решения. В каждом случае дизайнер должен ответить на вопрос: «Что важнее — объект архитектуры в “чистом виде” или объект архитектуры на фоне зеленых насаждений? » Наконец, восстанавливая зеленые насаждения возле памятника архитектуры, важно считаться с его стилевыми и композиционными особенностями: у симметричного фасада и озеленение должно быть симметричным, у асимметричного — каждое крыло требует индивидуального подхода в озеленении. Главный принцип ландшафтного проектирования в заповедных и исторических городах — актуализация памятников истории и культуры.

Популярные садовые стили сада
Как сделать садовый пруд на своем участке
lis-gor

Похожие статьи: